Каждый четвертый житель Омской области часто или периодически совершает незапланированные покупки. В большинстве случаев речь идет о мелких тратах — шоколадке, продающейся на кассе магазина, или стаканчике кофе по дороге на работу. Спонтанную покупку дорогого гаджета или поездку на выходные в другой город жители Омска и других городов региона позволяют себе редко. Соответственно, подобные траты обходятся в скромные суммы — не более 1 тыс. рублей. Чаще всего совершают импульсивные покупки в офлайн магазине, их доля в онлайн минимальна. Таковы данные опроса, проведенного СК «Росгосстрах Жизнь» и банком «Открытие» в рамках серии исследований по финансовой грамотности и экономическому поведению россиян.
Респондентам предлагалось ответить на вопрос, совершают ли они незапланированные покупки во время плановых походов в магазин, прогулок или по дороге на работу. Каждый четвертый участник опроса «часто» (10%) или «периодически» (16%) совершает внеплановые покупки. Женщины склонны к спонтанности заметно чаще мужчин (50% от общего количества опрошенных женщин против 43% от общего количества опрошенных мужчин).
В основном люди необдуманно покупают продукты питания (31%), одежду (27%), книги (15%), детские игрушки (12%) и компьютерные игры (8%). Каждый пятый (21%) иногда может завернуть в кафе / ресторан / кофейню по дороге на работу или во время прогулки. Очень редко респонденты внезапно организовывают себе поездку на отдых (6%) и посещают развлекательные мероприятия (5%).
Подобные траты обходятся, как правило, в небольшие суммы — чаще всего до 1 тыс. рублей (39%) или в 1-5 тыс. рублей (30%). Каждый пятый может импульсивно потратить 5-15 тыс. рублей (22%). 6% — 15-30 тыс. рублей. Доля тех, кто расстается с более крупными суммами во время спонтанного шопинга, не превышает 4%.
Подавляющее большинство опрошенных совершают незапланированные покупки во время пребывания в магазине перед полками с товарами (86%). И лишь 4% участников опроса делают случайные покупки в онлайн-магазинах.
«Мы продолжаем серию исследований, связанных с финансовой грамотностью и экономическим поведением россиян. В частности, этот опрос показал, что достаточно много людей склонны к спонтанным и не всегда обдуманным тратам. Такой подход с точки зрения финансово грамотного поведения – не совсем верный и говорит о том, что люди в большей степени подвержены сиюминутным удовольствиям и не задумываются о своем будущем. В таких случаях желательно пересмотреть свое финансовое поведение, ведь грамотное управление финансами, выработка привычки копить на важные цели, в т.ч. позволяют сформировать крепкую подушку безопасности на случай непредвиденных обстоятельств в жизни», — комментирует директор блока маркет-менеджмент, член правления «Росгосстрах Жизнь» Наталья Белова.