Зараменских Евгений, профессор, руководитель департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ на ФИНАМ:
Решения на базе искусственного интеллекта активно используются крупными предприятиями в развитых странах, включая Россию. По данным МФТИ, в 2021 году порядка 400 компаний в России активно использовали ИИ-решения в своей деятельности. Решения на базе ИИ уже давно выходят за рамки локальных внутренних продуктов, при помощи которых точечно решаются некоторые внутренние проблемы предприятия. Зачастую эти решения эволюционируют до полноценного рыночного В2В-сервиса, как это было в случае платформы Робби от VK. Еще чаще ИИ-решения расширяются, масштабируются и начинают пронизывать большинство аспектов деятельности крупного предприятия. Показательно, как в 2022 году «Магнит» сообщил об увеличении EBITDA на 1,5 млрд. рублей за счет связки ИИ и технологий Big Data.
Однако ИИ-составляющая таких решений в большинстве случаев незаметна для В2С-клиента. К примеру, искусственный интеллект достаточно давно используется в поисковых системах, хотя с точки зрения пользователя не меняется ни ценность сервиса, ни его восприятие: это все тот же поисковик, у которого произошли некоторые незримые изменения «под капотом». Выход в ноябре 2022 года ChatGPT можно считать отправной точкой, после которой присутствие ИИ в деятельности бизнеса начнет становиться осязаемым для конечного потребителя.
ИИ-решения подобного уровня могут использоваться в двух областях, которые являются ощутимыми точками затрат у современных предприятий. Первая из них – это коммуникация с потребителем. Крупный бизнес на протяжении последнего десятилетия активно пытался внедрять «умных» чат-ботов и реализовывать сложные алгоритмы работы автоответчиков, однако их возможностей всегда было недостаточно для полноценного обслуживания клиента, поэтому численность соответствующего персонала была и остается значительной.
Вторая точка затрат – это создание контента в широком смысле этого слова, включая тексты, изображения, видео, звук и даже программный код. На креативном рынке труда и в сфере ИТ долгие годы имел место дефицит кадров, что обуславливало высокую заработную плату таких специалистов даже middle-уровня. Решения уровня ChatGPT и MidJourney уже сейчас способны заменить часть квалифицированного персонала, причем со временем эффективность ИИ-решений будет возрастать, а конкурентоспособность человека – ухудшаться. ИИ по-прежнему не может создать ни шедевр, ни идеальный продукт, но бизнесу чаще всего этого и не требуется. Более того, создать их не всегда могут и команды профессионалов.
Не удивительно, что крупнейшие в мире ИТ-компании сегодня прикладывают колоссальные усилия и осуществляют миллиардные инвестиции в создание ИИ-решений. Речь идет не только о создании дополнительной ценности в рамках уже существующих сервисов. Учитывая тренды и скорость развития ИИ, в обозримом будущем будет наблюдаться колоссальное перераспределение финансовых потоков в масштабах мировой экономики: значительная часть денег, которые прежде были зарплатой сотрудников, со временем станет платой за использование решений на базе ИИ от нескольких международных и региональных компаний. Этот рынок будет быстро поделен, а финансовый и технологический пороги входа станут препятствием для появления новых игроков.
Наиболее интересные решения сегодня представлены компаниями вроде Google, Microsoft, Baidu и Яндекс. Буквально на днях Google уже анонсировал выход своего чат-бота Bard, который уже воспринимается как ответ на ChatGPT от OpenAi. А вслед за этим Microsoft анонсировал выход поискового сервиса Bing на базе более новой языковой модели OpenAI GPT, чем та, которая лежит в основе ChatGPT. А несколькими неделями ранее стало известно о планах Microsoft вложить до $10 млрд в OpenAi, что станет третьим инвестиционным траншем с целью коммерциализации ИИ-решений обеих компаний. Заметен и рост объема инвестиций: две прошлых инвестиции составляли всего по $1 млрд.
Региональные игроки вроде Baidu и Яндекс обладают более скромными бюджетами, но у них есть свои преимущества: доминирующее положение на «своих» рынках, понимание локальных потребителей и доступ к данным на соответствующих языках, которые потребуются в ходе обучения моделей. Baidu уже анонсировала скорый запуск чат-бота Wenxin Yiyan, англоязычное название которого – Ernie Bot.
Свои разработки ведет и Яндекс. YaLM 2.0, который позиционируется как альтернатива ChatGPT, будет встроен в сервисы компании. На текущий момент положение Яндекса наиболее сложное: его выручка более чем в 2 раза ниже, чем у региональной Baidu, что ограничивает потенциал для осуществления инвестиций в ИИ. При этом дополнительные сложности вызывают поставки. Как сообщают «Ведомости», Яндекс столкнулся с нехваткой чипов Nvidia A100, причем масштаб закупок не позволяет оперативно компенсировать сорвавшиеся поставки. Тем не менее, есть все основания полагать, что ИИ-решения от Яндекса займут доминирующее положения на рынках России и стран СНГ.